Эссе
ЭССЕ « Я – педагог»
Уча других, учусь сама, и детство проживаю многократно…
Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии.
Я уверена, что вы согласитесь со мной, что воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в нашей профессии - любить детей, любить просто так. Особо я осознаю значимость профессии воспитателя, когда вижу распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, я понимаю, что я нужна им, что я для них - целая вселенная, что именно я закладываю росток. Детский сад Детский сад– самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое. Ведь это – особая страна, страна детства.… Это – детский сад...
Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.
Вот уже пятнадцатый год я работаю в детском саду с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новые технологии, одним словом «Идти в ногу со временем»
В моем понимании воспитатель ДОУ – человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Когда все время кажется, что что-то можно изменить, улучшить. И снова поиски, планирование, переживания. Я так и живу с тех пор, как пришла в детский сад. И в моем сознании постепенно вырисовывалась и вырисовывается модель значимых качеств воспитателя.
В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Это я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий воспитатель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания воспитанника и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
Общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг. И это должно быть искренне. Любая не точная информация будет замечена и способна разочаровать, поранить детские души. Быть честным, искренним – второй мой принцип.
Следующий принцип – это принцип организации системы ценностей, обращенных в нравственные ориентиры воспитания: доброжелательные взаимоотношения, патриотические чувства, творчество, через восприятия которых формируется духовная культура человека.
Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, помочь маленькому человеку жить в современном мире и быть в нем успешным. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – четвертый принцип комфортности обучения и воспитания.
Умение увлечь детей, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это пятый принцип моей педагогической деятельности.
Шестой принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию. Седьмой принцип – сотрудничество. Воспитатель не навязывает ребенку единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Внимание – каждому, ждущему – похвала, мыслящему – радость от общего успеха.
Вот и закончился еще один день в детском саду… Но вопросы и интересы детей не закончились… Именно эти вопросы, этот интерес, который не заканчивается, дают новые силы творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы.
Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и каждый из них, является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения.
Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Новый век - новые технологии. Но каким бы он ни был, дети всегда остаются детьми, воспитатели – воспитателями.
Таковы мои педагогические аксиомы. Может, они очень просты? Но что я твердо усвоила за годы работы в детском саду – то, что мастерство воспитателя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд.
На свете много разных профессий
И в каждой есть прелесть своя
Но нет благородней, нужней и чудесней,
Чем та, кем работаю я!
Труд воспитателя очень непрост.
Игры, занятия, творческий рост!
Но ни о чем не жалею, друзья,
Детям я сердце своё отдала!